Дуже велика проблема стоїть перед вчителями та батьками: адаптація учнів 5 класів. Щоб не допустити дезадаптації, потрібно проводити роботу не лише з учнями, учителями, а й з батьками.
Возрастные особенности младшего подростка:
Признаки успешной адаптации:
- потребность
в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная
утомляемость;
- стремление
обзавестись верным другом;
- стремление
избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный
интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление
отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие
авторитета возраста;
- отвращение
к необоснованным запретам;
- восприимчивость
к промахам учителей;
- переоценка
своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном
будущем;
- отсутствие
адаптации к неудачам;
- отсутствие
адаптации к положению “худшего”;
- ярко
выраженная эмоциональность;
- требовательность
к соответствию слова делу;
- повышенный
интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность
ребенка процессом обучения;
- ребенок
легко справляется с программой;
- степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
- усталый,
утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание
ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление
отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие
темы.
- нежелания
выполнять домашние задания.
- негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на
те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный
сон.
- трудности
утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные
жалобы на плохое самочувствие.
- Первое
условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может
столкнуться.
- Создавайте
условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У
пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение
которых он несет ответственность.
- Несмотря
на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со
стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых
требованиях школьной жизни.
- Для
пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше,
в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с
ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику
уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать
потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность
обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с
родителями.
- Помогите
ребенку выучить имена новых учителей.
- Если вас,
что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее
встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
- Основными
помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и
понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
СЛОВА,
КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
Слова поддержки- Зная тебя,
я уверен, что вы все сделали, хорошо.
- Ты делаешь
это очень хорошо.
- У тебя
есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это
серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
- Зная тебя
и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея
никогда не сможет быть реализована.
- Это для
тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
- отдельных
слов (красиво, прекрасно, здорово).
- высказываний
(«Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
- прикосновений
(дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
- совместных
действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
- выражение
лица (улыбка, кивок, смех).
Немає коментарів:
Дописати коментар